23:44 

Почему в России никак не приживется феминизм

kot-partizan
Утащено с русского викиликса.


НЕСЕКРЕТНО ЧАСТЬ 01 ИЗ 04 МОСКВА 001647 ВАЖНО РАССЫЛКА ПО СЕКРЕТНОЙ ИНТЕРНЕТ-СЕТИ Е.О. 12958: ОТСУТСТВУЕТ ТЭГИ: PHUM, KDEM, EFIN, SOCI, KWMN, RS ТЕМА: ВЫЖИВАНИЕ ВАЖНЕЕ ПРАВ

(SBU) КРАТКИЙ ОБЗОР:

Несмотря на либеральное законодательство и официальную государственную политику, направленную на защиту прав женщин, в обычной жизни русские женщины страдают от различных нарушений своих прав, включая домашнее насилие и сексуальные домогательства. Вековые патриархальные устои продолжают неуклонно размываться. Советская идеология временно и до некоторой степени повысила юридический статус женщин, но последовавшие экономические неурядицы усугубили для них социальные проблемы. Алкоголизм и нищета, зачастую ассоциируемые с домашним насилием, привели к снижению демографической численности мужчин. Нехватка мужских рабочих рук заставила женщин стать кормильцами семьи, сочетая эту роль с функцией хранительниц семейного очага. Это также стало причиной нежелания женщин публично жаловаться на нарушения своих прав. Даже видные активисты движений за права женщин стараются дистанцироваться от «феминизма», что ослабляет такие движения. Настоящая телеграмма является первой из серии телеграмм, посвященным женским вопросам в России. КОНЕЦ КРАТКОГО ОБЗОРА.

ХОРОШИЕ ЗАКОНЫ, НО В РЕАЛЬНОСТИ ВСЕ НЕ ТАК

(SBU) Русская политика и законодательство, защищающее права женщин, которое вступило в силу в 90-е годы после распада Советского Союза, являются одними из самых либеральных в мире. Конституция Российской Федерации 1993 года в части, касающейся женских прав, близко следует «Закону о правах женщин», вошедшего в состав Дополнительного протокола к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин (CEDAW). В статье 19 Конституции РФ говорится о равенстве прав и возможностей мужчин и женщин. В России эквивалент американского закона о ликвидации дискриминации в оплате труда, подготовленного по делу Лилли Ледбетер (Lilly Ledbetter) и недавно подписанного президентом Обамой, существует с самого начала большевистской эры.

(SBU) В действительности же русские женщины в повседневной жизни часто страдают от нарушения их прав, дискриминации и неравенства. Приюты и правозащитные организации сообщают о десятках тысяч случаев избиений женщин, включая (приблизительно) 12 000 убийств женщин ежегодно, однако зафиксированные случаи представляют собой лишь скромный процент от фактического количества таких происшествий. Подобные противоправные действия не являются отличительной чертой только семей с низким уровнем дохода. Московский Государственный Университет в 2007 году проводил социологическое исследование семей с доходом выше среднего уровня. В ходе опроса 70% женщин заявили о том, что они подвергались насилию, в том числе во время беременности. В беседе с нами, состоявшейся 11 июня, Лариса Михайловна – профессор факультета журналистики МГУ – заявила, что корни проблемы лежат в вековой русской культуре социальных отношений. Упомянув средневекового монаха Домостроя, который написал, что муж должен использовать силу, чтобы контролировать свою жену и тем выказывать ей свою любовь, Михайловна сказала, что упомянутый подход весьма распространен и в наши дни.

(SBU) По утверждению НГО «Анна», занимающейся защитой женщин, подвергшихся бытовому насилию, мужчины, совершившие такие акты, крайне редко привлекаются к ответственности в России. Действующее законодательство не классифицирует насилие в семье, как самостоятельный вид преступления, при этом более 50 вариантов проектов национального законодательства, регулирующего вопросы насилия в семье, были отвергнуты Государственной Думой. Наталья Абубикирова, руководящая Ассоциацией Женских Кризисных Центров, сообщила нам в беседе 15 июня, что государственная поддержка женским приютам совсем незначительна. Практически все такие приюты содержатся на средства НГО, которые располагают весьма ограниченными ресурсами, а (приблизительно) двадцати приютов, имеющихся в стране (включая три из них на окраинах Москвы и ни одного в самой Москве), с их двумястами койками катастрофически не хватает, чтобы приютить необходимое количество нуждающихся в помощи. Реальная ситуация с семейным насилием еще хуже приведенных статистических данных, так как общественное мнение удерживает женщину от публичных жалоб на противоправные действия в семье.

(SBU) Русские женщины также редко жалуются на сексуальные домогательства, несмотря на широкую распространенность этого явления на рабочих местах. Хотя социальный опрос, проведенный в 2007 году, показал, что 100% работающих женщин-респондентов заявили о том, что они были объектом сексуальных домогательств на работе, только три женщины в российской истории подавали иски в суд в связи с такими домогательствами, при этом во всех трех случаях судебные дела были ими проиграны. Мнение о том, что сексуальные домогательства являются допустимыми, в России широко распространено среди представителей обоих полов. В объявлениях о приеме на работу обычно содержатся ограничения по возрастному и половому признаку для кандидатов на вакансию. Директор Ассоциации журналистов-женщин Светлана Свистунова заявила нам в беседе 15 июня, что «объявления о приеме на работу выглядят как условия конкурса красоты». Во время мероприятия, проводившегося американским посольством, в ходе которого активистки российских женских движений были представлены американским феминисткам, аспирантка Высшей Школы Экономики скептически отозвалась о целях американского движения за права женщин. «Неужели это правда» — недоверчиво спросила она – «что в американском офисе мужчина не может прикоснуться к женщине, а женщина может привлечь мужчину за это к суду?» Она добавила, что женщина может найти такое внимание к себе приятным. (Примечание: Некоторые женщины не разделяют сексуальных стереотипов, с которыми они должны были бы свыкнуться, живя в России. В беседе с нами, состоявшейся 20 мая, доктор наук Галина Михалева – председатель женской фракции партии «Яблоко» — заметила: «В других страхах никто не может появиться на работе в мини-юбке». Конец примечания). В такой атмосфере сексуальной эксплуатации совершенно неудивительно, что, согласно данным в статье Рейтер от 4 мая, в Москве нашли себе прибежище в десять раз больше проституток (100 000) чем в Лондоне или Нью-Йорке.

(SBU) Вопросы планирования семьи и репродуктивные права являются предметом основных забот феминисток Запада, однако в России они не находятся в центре внимания. Директор международной НГО по защите прав женщин «Проект Кешер» Светлана Якименко сообщила нам в беседе 21 мая, что организация «Плэннд Парентхуд Интернэшнл» сталкивается с большими трудностями в своих попытках обосноваться в России, а также с противодействием со стороны правительства РФ и Русской Православной Церкви. Она сказала также, что образовательные программы в сфере планирования семьи являются удручающе неадекватными для обоих полов особенно за пределами больших городов. Правительство России проводит политику поощрения, направленную на то, чтобы женщины имели возможно большее количество детей для преодоления демографических проблем страны, однако многие женщины не желают заводить детей из-за большой вероятности того, что они будут воспитывать их как матери-одиночки. (Примечание: В ежегодном докладе российского омбудсмена о ситуации с правами человека в стране затрагивается широкий круг различных вопросов, но ничего не говорится о правах женщин, а только констатируется, что семьям необходимо иметь большее количество детей. Конец примечания). По данным Михалевой Россия по процентному соотношению количества абортов к рожденным младенцам занимает лидирующую позицию среди прочих стран мира: на 100 рожденных младенцев приходится 200 абортов. По сравнению с советским периодом ситуация ухудшилась.

(SBU) Советская идеология повысила статус женщины в обществе, отведя ей роль равноправного строителя социалистической утопии наравне с мужчиной. Эксперт по правам женщин Института Североамериканских Исследований Наталья Шведова рассазала нам в беседе 10 июня о том, что советская пропаганда с успехом влияла на взгляды народа. Женщина в Советском Союзе обычно изображались сияющими образцовыми труженицами, вносящими вклад в укрепление страны. Блестящей примером этого, по словам Свистуновой является женщина-скульптор, создавшая канонический монумент «Рабочий и Колхозница», ставший символом коммунистических идеалов. Однако даже в условиях такой идеологизированной атмосферы женщины редко входили в состав Политбюро или становились директорами предприятий. С перестройкой вернулись и патриархальные традиции, согласно которым женщинам отводится роль хранительниц домашнего очага. Шведова заявила, что перестройка сделала российское общество грубым. После падения коммунизма среднестатистический россиянин вместо строительства социалистической утопии сосредоточился на борьбе за скудные ресурсы.

(SBU) Социальные неурядицы, происходящие из экономических трудностей периода после крушения коммунизма, поставили женщин в такое положение, когда им приходится больше заботиться о выживании, нежели о защите своих прав. Очень часто им приходится либо содержать свои семьи в одиночку без мужчины рядом, либо терпеть насилие от своего спутника жизни. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 61 год и является одной из самых низких в мире, уступая таковому показателю у женщин на полных 12 лет. В основном такой разрыв объясняется проблемами с употреблением алкоголя. По данным Всемирной Организации Здравоохранения потребление алкоголя на душу населения в России вчетверо превышает допустимый порог. Мужское пьянство, особенно в небольших городах и деревнях, создает женщинам две проблемы: первая – пьянство часто является причиной напряженности и насилия в отношениях между мужчиной и женщиной; и вторая – отсутствие работающих мужчин оказывает негативное влияние на социально-экономическое благополучие женщин. Демографические диспропорции вкупе с высоким процентным показателем разводов (75%) означают для женщины то, что зачастую ей приходится самой заботиться о себе и своих детях, а это, в свою очередь, усиливает желание покончить с бытовым насилием. Свистунова предположила, что экономический базис в отношениях полов, сложившийся в постсоветскую эру, привел к тому, что большинство женщин рассматривают мужчин преимущественно в качестве источника денег. А неспособность многих мужчин справляться с такой ролью – сказала она – обостряет проблемы алкоголизма и влечет за собой рост количества самоубийств среди мужчин, что дополнительно усугубляет демографические проблемы.

ПРИТЕСНЕНИЯ ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

(SBU) Возможно в связи с тем, что внимание многих женщин в непростых условиях жизни сосредоточено на прагматических нуждах, большинство российских женщин не считают себя угнетенными. Несмотря на то, что женщины редко занимают значимые посты в политике или экономике (а равно и в других пресловутых «мужских» профессиях, как, например, машинист поезда в метро), редко кто из них жалуется на проблемы с получением образования или препятствия для карьерного роста в той или иной сфере, даже если такая карьера не соответствует их уровню образования. По данным Михайловны, собирающей обширные статистические данные, разница в оплате труда мужчин и женщин составляет 15%, а это существенно меньше чем в других странах (примечание: в США такая разница составляет 35%. По данным некоторых исследований эта разница в России также более значительна). В то время как феминизм часто отстаивает право женщин делать карьеру, значительное количество русских женщин парадоксальным образом предпочли бы право не делать карьеры. И в частных беседах, и в ходе публичных дебатов на телевидении и радио мы постоянно слышим, как женщины излагают свое желание встретить мужчину (русского или иностранца), который будет достаточно состоятелен, чтобы перед женщиной не встала необходимость работать и растить потомство одновременно. Идя в ногу с такими настроениями, реклама косметических товаров в России стала вездесущей. В одном из недавних рекламных объявлений женщинам вместо «Побаловать себя» или «Позволить себе» предлагалось «Инвестировать в себя».

(SBU) Свистунова усматривает истоки такого подхода в советской эпохе, когда все представители обоих полов должны были работать. Исключением из этого числа были лишь «жены больших шишек». В горбачевскую эру женщин стали поощрять оставлять работу, чтобы заботиться о детях, предоставляя им оплачиваемый трехлетний отпуск по уходу за ребенком (с тех пор такой отпуск был уменьшен до одного года). Женщины с большим энтузиазмом соглашались на это. Свистунова добавила, что после перестройки у русских женщин развилась «мания» красоты, а в 90-е годы стала обычной практика «охоты за иностранцем». В следующее десятилетие – сказала она – внимание женщин переключилось на «новых русских». Эти тенденции, несмотря на их широкую распространенность и в наше время, начали затухать. Свистунова сардонически заметила, что такая «красивая жизнь» (содержание богатым человеком) доступна лишь пяти процентам женщин, остальные же начинают осознавать нереальность этой «сказки». Более того, все большее количество женщин начинает считать такое положение неудовлетворительным, так как женщина в этом случае превращается в узницу «золотой клетки». Как яркое пятно на фоне блеклой статистики и отсталых взглядов Свистунова описывает беседу со своей двадцатилетней дочерью и ее подругами-девушками, в ходе которой те выразили желание стать уверенными и независимыми, построить свою собственную карьеру и реализовать себя в жизни.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СЛОВО «ФЕМИНИЗМ» РУГАТЕЛЬНЫМ ?

(SBU) Эти многообещающие признаки новых жизненных установок, распространенных среди представителей обоих полов, тем не менее диссонируют с феминизмом в его западном понимании, а многие русские женщины сторонятся термина «феминизм». Михайловна отметила, что многие русские женщины поощряют «мачизм» в своих сыновьях и мужьях – это необходимо в агрессивной стране, которая на протяжении всей своей истории приходилось защищать себя от захватчиков. Она также добавила, что в глазах многих феминизм является синонимом ненависти к мужчинам. Она сказала, что по ее мнению феминизм означает уважение женщины к самой себе без очернения мужчин, и процитировала американскую феминистку Ребекку Вест, которая в 1913 году сказала: «Я не знаю, что такое феминизм, но всякий раз, когда я не желаю, чтобы кто-либо вытирал об меня ноги, меня называют феминисткой». Впрочем, она признала, что ее мнение не является мнением большинства. В действительности – посетовала Свистунова – даже выдающиеся борцы за права женщин дистанцируются от феминизма. Свистунова сказала, что активистам российского женского движения необходимо «реанимировать» феминистическое движение, но, к сожалению, «мы не можем заинтересовать людей» из-за того, что они считают его слишком «политизированным». Она предостерегла, однако, от того, чтобы мы посчитали русских женщин безропотными – наоборот, по ее мнению, в приватной атмосфере своего дома женщины ведут себя достойно и «командуют мужчинами».

(SBU) И на официальном и на социальном уровнях самосознание женщин остается на зачаточном уровне. Шведова, бывшая фулбрайтовским стипендиатом в колледже «Тринити» в Вашингтоне и защитившая диссертацию в 2005 году, сказала, что женское движение в России находится на той же стадии развития, что и американское женское движение много десятилетий назад. В российских высших учебных заведениях в очень редких случаях проблемы полов изучаются в качестве самостоятельного предмета, вместо этого они разбросаны по целому спектру социальных дисциплин. Даже если бы правительство России проводило согласованную политику по защите прав женщин в рамках своего либерального законодательства, ему бы пришлось столкнуться с необходимостью тяжелой борьбы со сложившимися социальными стереотипами. Само по себе правительство России делает крайне немного в этой сфере, и Михайловна обвиняет правительство России в поощрении патриархальных взглядов путем учреждения «материнского капитала» в качестве средства решения задачи по усилению России. В ходе одного из заседаний Государственной Думы в 2008 году националистический лидер ЛДПР Владимир Жириновский привел в ярость многих женщин, заявив, что женщины должны сидеть дома и рожать детей, позволив мужчинам позаботиться обо всем остальном.

Комментарий

(SBU) Многие женщины в России добиваются тех же прав что и женщины в других странах мира – защиты от домашнего насилия и права на равную с мужчинами оплату труда. Тем не менее, среда, в которой они пытаются добиться своих прав, разительно отличается от таковой на Западе. Зачастую женщинам приходится выполнять и традиционно мужские обязанности, и традиционно женские одновременно в условиях, когда мужчин либо нет, либо они неполноценны и/или агрессивны. Русские женщины заняты в основном выживанием, нежели организацией русского варианта Национальной Организации Женщин. Пока демографические тенденции в России не изменятся, динамика социальных отношений между полами в России не будет способствовать тому, чтобы женщины нашли время и силы для публичного отстаивания своих прав, как это делают феминистки на Западе. БАЙЕРЛИ


(с) ruleaks.net/2563

Вопрос: ?
1. Права женщин в России нарушаются  41  (73.21%)
2. Права женщин в России не нарушаются  0  (0%)
3. Феминизм не имеет отношения к правам женщин и бытовому насилию  9  (16.07%)
4. Иное мнение  1  (1.79%)
5. Мимокрокодил  5  (8.93%)
Всего: 56

@темы: Цитаты, Россия, Права человека, Общество

URL
Комментарии
2013-08-20 в 20:20 

Fridanes
Я ласковая нежная пацифистка и убью того, кто усомнится в моем миролюбии
В РФ феминизм еще не приживется очень долго, потому что у нас нарушаются права не только женские но и вообще все.
Это считается само собой разумеющимся.

2013-08-21 в 15:43 

Серебряный
мировое зло
К сожалению. :(

   

Новости Д

главная